Как устроены вагонные весы?

Иногда в процессе перевозки железнодорожных контейнеров или насыпного груза возникает необходимость точно определить вес вагона. С этой целью используются специальные приборы – вагонные весы, позволяющие определить массу вагона в пределах от 10 до 200 т. Это намного упрощает прием и отпуск партий товара, а также позволяет вести оперативный складской учет.

Первые модели вагонных весов, выпущенные более 100 лет назад, были механическими.  Какие только приспособления ни использовались за весь период существования ж/д-перевозок грузов! И рычажные, и гидравлические, и пневматические, и гибридные (электромеханические). Однако наиболее удачными оказались тензометрические модификации, которые преимущественно используются и сегодня.

Аппарат устанавливается на полотно одним из двух способов:

  • С укладкой железобетонного фундамента. Такой способ измерения веса в статическом положении – самый надежный и применяется для вагонов разных типов, от полувагонов и крытых до хопперов, цистерн и вагонов-бункеров разных конфигураций. Однако занятый участок дороги нельзя эксплуатировать примерно в течение 30 дней.
  • Без укладки фундамента. Такие модели отличаются экономичностью и скоростью монтажа: достаточно только сделать насыпь из песка и щебенки. Устройства позволяют измерять массу поосно или потележечно, без расцепки состава. Погрешность потележечного способа измерения значительно выше, чем поосного.  Бесфундаментные модификации востребованы на заводах для измерения крупных составов с недорогой продукцией.

Помимо государственных железных дорог, основными потребителями этих статических конструкций являются транспортно-логистические узлы, элеваторы и зернохранилища, а также металлургические и цементные заводы, угольные шахты и другие промышленные объекты.